На весь город была одна повитуха…

Во второй половине 80-х годов 18 столетия Указом Правительствующего Сената в губерниях начинают создаваться Приказы общественного призрения, которые отвечали, помимо прочего, и за медицинское обеспечение населения. Но медиков катастрофически не хватало, равно, как и помещений под лечебные учреждения. И если под больницы еще можно было арендовать обывательский дом, то проблему с медперсоналом решить было непросто…

На весь город была одна повитуха…
В одной из земских больниц. 1913 год.

В каком же году в Стерлитамаке появилось первое медицинское учреждение? Думаю, что уже в 90-х годах 18 века. К тому времени в городе уже был построен тюремный острог. Поначалу он находился на пересечении улиц Кутузова и Комсомольской. К 1824 г. его перенесли подальше от болотистой местности.

В пересыльной тюрьме полагался больничный пункт, в котором «заправлял» военный фельдшер. Основная же масса населения городка лечилась у местных народных целителей. Причем, в зависимости от вероисповедания, мусульмане – у мулл, православные обращались к батюшке и знахаркам, свои лекари были у беспоповцев-раскольников из мордвы.

Одно из самых первых упоминаний о городской больнице на 10 коек относится к 1835 году. Она квартировалась в обывательском доме. Заведовал больницей штаб-лекарь (военный чин) Г.Оссовский. В помощниках у него были Андрей Клевакин и Павел Никаноров. В обслуге больницы имелись также сторож и кухарка. По словам городничего, горожане были довольны больницей, но не мешало бы открыть «приют для помощи душевной» (для душевнобольных).

В середине 30-х годов 18 века в городе проживало около трех тысяч человек. Кроме того, была размещена воинская (конвойная) команда, обслуживавшая острог, конная стража (330 человек). Стационар на десять коек на весь город и уезд был, конечно, мал. На всех женщин Стерлитамака имелась одна повитуха Магдалена Луневская.

Городское правление оплачивало работу только части работников больницы. Остальным назначались оклады правительственным циркуляром. Оклад уездного врача составлял 252 рубля годовых, фельдшеров – 120 руб., двух учеников фельдшеров – соответственно 56 и 42 рубля.

Жалованье врача в то время уступало только жалованью городничего, уездного казначея и нескольких руководителей администрации города. Лекарь числился на государевой службе, то есть был на чиновничьей должности. Правда, первые несколько лет в формулярном списке о службе и достоинствах (личном деле) перед его фамилией стоят две буквы: «Н.Ч.» — то есть не имеющий чина. Затем его посвятили в чиновники. Посвящение проводилось на Библии, в присутствии священнослужителя, и ему присваивался 14 разряд по табелю о рангах – то есть чин коллежского регистратора.

Наивысший чин, до которого дослужился, скажем, один из городских врачей Мухаметсафа Юсупович Юсупов, — коллежский советник (соответствовал званию полковника в армии). Он ушел на пенсию с привилегией носить на гражданке форменный мундир.

Еще в 30-х годах 19 века, его одного из немногих детей служащих при штабе Башкирско-Мещерякского войска, ребенком отдали в казанскую гимназию, а по ее окончании – в Казанский императорский университет с условием обязательного возвращения в Уфимскую губернию. В конце 40-х годов он, в должности лекаря 2-го разряда, был направлен в распоряжение начальника Башкирско-Мещерякского войска. Работал участковым и городским врачом в Стерлитамаке, заведовал тюремным лечебным пунктом в остроге: в 1876-88 гг. отвечал за здоровье учеников мужской прогимназии.

В первой половине 19 века городская больница еще ютилась по частным домам. Но на плане города начала 60-х годов на углу улиц К.Маркса и Садовой уже отмечено здание городской больницы. По тем временам это был целый лечебный комплекс, состоящий из главного корпуса, где размещался стационар на 24 койки, ледника, кухни, конюшни и прочих строений.

В 1876 году по ул.Выездной (Нагуманова) вступило в строй новое здание городской больницы, строительство которой обошлось в 16 тыс. серебром. Старое здание было отдано в аренду Стерлитамакской земской больнице.

До конца 70-х годов 19 века главным врачом города оставался коллежский советник М.Ю.Юсупов, которого иногда замещал участковый врач Соковнин. Смотрителем больницы был назначен некто Мокшанцев. Попечительство над больницей возглавлял «купеческий брат» Петр Попов.

После ухода Юсупова какое-то время его должность оставалась вакантной. В 80-90-е годы горожан лечили врач земской больницы Бернартович, титулярный советник В.А.Чернышов, «лекарь без чина» Н.Н.Оглобин. В 1895 году коллектив городской больницы возглавил 28-летний выпускник Московского императорского университета В.Н.Цейтлин. Через два года его сменил А.С.Эйсмонт.

Это было его уже второе «пришествие» в Стерлитамак. Тридцать лет назад, в 1863 году, будучи студентом Варшавского императорского университета, он был замечен в студенческих беспорядках и осужден на 12 лет каторги. Но по ходатайству родственников польского дворянина срок был сокращен вдвое, с высылкой в Стерлитамак под гласный надзор полиции. По описанию его внешности в паспорте он был «ростом в два аршина и два вершка (чуть больше полутора метров), волосы русые, глаза голубые».

Известно, что во время первой своей ссылки в Стерлитамак он сдружился с помещиком Н.В.Стрелковым и работал у него управляющим имением. Уже когда ему было за пятьдесят, вновь вернулся в наш город и вместе с фельдшером Николаем Леонтьевым и повитухой Вивеей Спасской лечил горожан. Но вскоре он неожиданно уехал обратно, и его должность долгое время оставалась вакантной. Замещал его земский врач И.М.Браузе.

Вот несколько сведений из его личного дела («формулярных списков»). Иудей по вероисповеданию, он с отличием закончил Харьковский императорский университет. По профессии начал работать в Уфе, заведующим холерным бараком. Потом возглавлял в Стерлитамакском уезде эпидемиологический участок. В чине титулярного советника возглавлял земскую и городскую больницы.

С 1905 года горожан лечил «потомственный гражданин» В.Г.Эггере. «Потомственный гражданин» — почетное звание, присваиваемое за особые заслуги и приравниваемое к 14-му чину (коллежского регистратора). Он даже избирался членом городской Думы (1912-1916 гг.).

В эти годы в горбольнице было открыто гинекологическое отделение, которое возглавил дипломированный специалист Казимир Юшкевич. Ему помогали Вивея Спасская и Анна Возрюкевич. Казимир Фадеевич был врачом и при женской гимназии. Лекарства приобретались в аптеках провизоров И.С.Рогова и А.Н.Лебедькова.

Чем болели тогда стерлитамаковцы? В списке заболеваний – самые различные диагнозы, начиная от экзотической меланхолии и кончая банальным сифилисом. Из других хворей – худосочность, желтуха, понос, паралич кисти руки, язва желудка, ревматизм, малокровие, обморожение, легочная чахотка… — всего 75 наименований диагнозов.

Кормили больных по трем диетам: «слабая» порция, средняя и ординарная. По первой, к примеру, полагалось по 100 г овса в сутки. По второй – по 200 г гречки. Больные ежедневно выпивали по кружке кваса, по три чашки чая с сахаром в день, съедали по трети фунта (133 г) мяса. В год съедали всей больницей 34 пуда и 8 фунтов соли.

Ежегодно больница страховалась (видимо, речь о государственных субсидиях) на 380 рублей 90 копеек, которые уходили на закупку перевязочных средств, лекарств, выписку медицинской литературы и периодики. На каждого больного полагалось по три подштанника, плюс по комплекту белья и обуви (видимо, речь о тапочках).

Перед самой Первой мировой войной был выписан дипломированный врач Моисей Фиш. При нем была открыта глазная лечебница на 5 коек, которых, естественно, на всех больных не хватало. Из доступных средств лечения для остальных были растворы пищевой соды для промывки глаз и… советы врача.

Примерно в эти годы в городе появляется и первый дантист.

За годы войны население города резко возросло за счет беженцев из западных губерний. Возросла и нагрузка на врачей. Обострилась и эпидемиологическая обстановка, хотя и оставалась под контролем. Активно работали на поприще здравоохранения города практикующие врачи М.В.Вакуленко, Е.Е.Егорова, Н.Л.Аранзон, участковые врачи Мардо Кушпер, М.Н.Мишенин, Е.А.Леонтьев, И.А.Агарев. Последний, кстати, баллотировался в городскую Думу.

Потом будет революция и гражданская война, голод, разруха, которые катком пройдутся и по системе здравоохранения города. Больницы, по сути, прекратят существование из-за отсутствия финансирования.

В 1919 году вместе с частями Красной армии в город придет врач Георгий Савельев, который останется в Стерлитамаке, женившись на бывшей купеческой дочери Анне Александровне Дьяконовой. Именно Георгию Савельеву суждено будет открыть новую страницу истории медицины города советского периода.

Но это уже совсем другая история.

Автор статьи: Юрий СИДОРЕНКО
«Стерлитамакский рабочий» от 24 марта 2010


1 комментарий

  1. «В середине 30-х годов 18 века в городе проживало около трех тысяч человек» — исправьте ошибку.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.