В центре внимания — образование

Было время, город гордился, когда наши выпускники поступали в вузы Москвы, Ленинграда и других крупных городов. Мы даже давали направления лучшим ребятам, питая призрачную надежду, что они после учёбы вернутся в родной город. Если говорить об отрицательной миграции, то дело, видимо, не в выпускниках. Надо посмотреть, сколько человек выехало из города в поисках работы. Вспомним, когда в городе отмечалась положительная миграция и с чем она была связана. В 1930 году в Стерлитамаке было 25752 жителя, в 1936 году — 42500 человек, в 1960 году население составляло 116 тысяч человек, в 1970-м — 187000. Любой интересующийся историей города человек скажет, с чем это было связано: с нефтью и развитием нефтехимии. В город прибывала рабочая сила.

Немного истории

Более 70 лет со времени появления соляной об пристани (с 1766 до 1839 года) в Стерлитамаке не было ни одного учебного заведения. С 1781 г. город назывался уездным, в нём проживало около 5000 жителей. Среди них были дворяне и представители духовенства, купцы и мещане, военнослужащие и крестьяне. Почти половину населения города составляли мещане, как их 60 называли, «люди с мелкими интересами и ограниченным кругозором». 27 февраля 1839 г. в арендованном у мещанина доме состоялось торжественное открытие первого в городе приходского училища, в котором обучались 17 человек. Это было ровно 180 лет назад. Таким образом, к большим и малым юбилеям этого года добавляется еще один. Отмена крепостного права повысила интерес стерлитамакцев к образованию. Появлялись новые училища, росло число учащихся. С согласия властей в 1874 году в городе открылось первое частное женское училище.
Начальное училище
Фото 1 — Начальное училище
К концу XIX века в Стерлитамаке работали 7 училищ, в них обучались 1004 ученика. Было даже училище имени императора Николая II. Работали они в трудных условиях, помещения арендовали у горожан, денег, как всегда, не хватало, хотя почти треть городского бюджета — 16000 из 54000 руб. — в 1907 году направлялась на образование. Несмотря на трудности началось строительство зданий для училищ. В 1879 году построили красивое двухэтажное здание – ныне колледж физической культуры на улице Садовой, 20 (фото 1). Его внешний в городе ничуть не испортил солидный современный пристрой, который стараниями М.Б. Мусакаева и незабвенного В.М.Титова получился очень удачным. В 1914 году построили здание для женской гимназии, в котором сегодня (ул.Комсомольская, 67) располагается факультет педагогики и психологии филиала Башкирского государственного университета (фото 2). На его строительство Министерство просвещения выделило 41000 руб.
Женская гимназия
Фото 2 — Женская гимназия
Эти здания более ста лет служат городу, украшают его и находятся в хорошем состоянии. А вот третье историческое здание (фото 3), тоже построенное в начале XX века для реального училища (ул.К Маркса, 150), после долгих лет добросовестного служения городу сегодня вызывает большую тревогу. Под разными названиями там готовили работников культуры, в годы войны — находился госпиталь. На данный момент здание пустует. Правда, пока только первый год, но с каждым годом оно будет все быстрее разрушаться, если останется бесхозным. Нельзя допустить, чтобы это историческое здание повторило судьбу домов культуры «Авангард» и строителей. Да, это объект республиканский, но в нашем городе и мы не можем быть равнодушными.
Реальное училище
Фото 3 — Реальное училище
На рубеже веков обратили внимание на подготовку учителей. С 1913 года в городе работали месячные курсы повышения квалификации учителей. В 1916 году открылась семинария для подготовки кадров для училищ города. Народное образование получило заметное развитие. В годы Первой мировой войны, революции, гражданской войны говорить о развитии образования сложно. Но тяга людей к знаниям и забота властей о просвещении народа не прекращались.

Наступление на безграмотность

С первых лет советской власти в обиход вошли слова: «изба-читальня» как центр культурно-просветительской работы, «ликбез», означающий массовое обучение населения чтению и письму, «всеобуч» — получение всеми детьми школьного возраста определенного образования. В 1923 году возникло Всероссийское общество «Долой неграмотность!». В 1930 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении». В год его выхода в городе с населением 25000 человек начальным образованием было охвачено 8000 жителей, а семилетним обучением — 1200. В городе в этот период работало русское педагогическое училище, которое ежегодно готовило 60 учителей начальных школ. Башкирское педучилище готовило 64 учителя в год, в основном для школ района. В 1932 году был открыт нефтяной техникум, работали библиотечный и художественный техникумы, медицинское фельдшерско-акушерское училище, а также годичные курсы подготовки работников культуры. Как видим, Стерлитамак имел хорошую базу не только для ликвидации безграмотности, но и для получения различных специальностей. В стране к 1934 году было обеспечено обязательное начальное всеобщее образование, в 1956 году – обязательное семилетнее, а в 1970 году в основном завершён переход ко всеобщему среднему образованию.

Высшее педагогическое образование

Чем выше уровень образования населения, тем выше требования к учителям. Подготовка учительских кадров в городе началась еще в 1916 году с открытия учительской семинарии. В 1926 году открыли башкирский педагогический техникум для подготовки учителей национальных школ. Но этого было мало. В 1937 году в городе только девять процентов учителей имели высшее образование, 60 – среднее, а каждый третий не имел даже среднего образования. В такой обстановке в 1940 году на базе башкирского педучилища открыли учительский институт — первое высшее учебное заведение в городе Стерлитамаке. Располагался он в здании упомянутого выше женского училища. В честь этого исторического события руководство филиала Башкирского государственного университета установило на фасаде здания добротную содержательную памятную доску, проявив уважение к истории. В 1954 году учительский институт был преобразован в государственный педагогический институт, как мы называли его долгие годы. Рядом находилось старое двухэтажное здание, где располагались общежитие и столовая на первом этаже. С большим трудом его капитально отремонтировали, и теперь там второй корпус факультета педагогики и психологии. Во второй половине прошлого века институт получил два учебных корпуса и два многоэтажных общежития на проспекте имени Ленина. Сегодня кому-то кажется, что их долго строили. Главное – построили. Их появление связано с развитием промышленности города, прежде всего со строительством химических и нефтехимических предприятий. Руководители предприятий тех лет хорошо знают эту связь и то, как нелегко решались вопросы. В те годы в городе часто бывали министры, работники Центрального комитета партии, в частности, министр нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности В.С.Фёдоров, выпускник Стерлитамакского нефтяного техникума. Вместе с руководством города и строительных трестов на стройплощадках оперативно решались вопросы ускорения строительства. В конце оперативки первые руководители города Е.Г.Щебланова и М.С.Муллагалямов обращались к высоким чиновникам с просьбами включить в план строительства очень нужные для города объекты: жилье, школы, детские сады, соцкультобъекты. При этом вручали заранее подготовленные письма-просьбы. Министр Фёдоров порой говорил: «Как откажешь Елене Георгиевне, она тащит такой сложный город». Вопросы, как правило, решались. У соцкультбыта есть и другая сторона – содержание объектов, их эффективное использование. Они требуют многократно больше средств, чем строительство. Это ведь не торговые центры, которые сегодня построили, чтобы завтра начали приносить хозяевам большие прибыли. Педагогический институт играл огромную роль в жизни города и юга республики. К концу прошлого века в нём было подготовлено более 17000 учителей. Они работали не только в школах, а становились руководителями районов и городов, активно участвовали в общественно-политической жизни.

Высшее техническое образование

Возможность получения технических профессий в городе появилась в 1888 году с открытием реального училища. В Россию реальные училища пришли из Германии. Целью их создания было «распространение технических, непосредственно полезных для промышленной деятельности познаний». Предметами преподавания были практическая химия, механика, рисование и черчение. В нашем городе в реальном училище изучали слесарное, столярное, сапожное дело и коммерческое счетоводство. В советское время вместо реальных училищ возникли школы фабрично-заводского обучения, ремесленные училища, позже — профессионально-технические училища. Вместе они составили систему трудовых резервов. В 1923 году появились техникумы, средне-специальные учебные заведения. Первым шагом к высшему техническому образованию в городе было открытие в 1955 году учебно-консультативного пункта Московского всесоюзного заочного политехнического института. В него поступили первые 200 человек. Тогда основными специальностями были машино- и станкостроение. Строительство крупных химических предприятий увеличило спрос на инженеров-химиков. В 1962 году УКП ВЗПИ был преобразован в вечернее отделение общетехнического факультета Уфимского нефтяного института. У молодых выпускников школ, техникумов и училищ появилась возможность, не выезжая из города, без отрыва от производства получить высшее техническое образование. Это был нелёгкий путь. У многих молодых рабочих день складывался таким образом: утренняя смена в цехе, обед в столовой, а затем — в лабораторию или читальный зал факультета, вечером лекции, и уже потом – домой. Многие успешно выдержали этот график. Большую заинтересованность к появлению и работе факультета проявили руководители предприятий. Замечательный директор завода синтетического каучука Н.Я.Ерёменко сам проявил инициативу и отдал для факультета пятиэтажное здание лучшего заводского общежития на проспекте Ленина. Руководители «Соды», химзавода оказали необходимую помощь в переоборудовании общежития в учебный корпус, оснащении его необходимым оборудованием. В 1966 году, в год 200-летия Стерлитамака, 76 молодых горожан получили дипломы инженеров. Как ни приспосабливай — общежитие есть общежитие. Узкие коридоры, низкие потолки и небольшие окна. Необходимо было решить вопрос основательно — построить новое здание. Тут городу помог случай. На 12 марта 1967 г. были назначены очередные выборы, в том числе в Верховный Совет СССР. Кандидатом в депутаты по Стерлитамакскому избирательному округу коллектив завода СК выдвинул крупного учёного — академика Н.Н.Семёнова, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Нобелевской премии по химии. Он приехал в наш город. 1 июня 1966 г. в Доме культуры железнодорожников состоялась его встреча с избирателями. От имени молодёжи города выступила секретарь горкома комсомола Нина Пищаева и обратилась к кандидату с просьбой помочь построить новое здание с учебным и лабораторным корпусами для филиала. Учитывая довольно солидный возраст учёного, оратор даже вспомнила строки из песни: «Главное, ребята, сердцем не стареть…», что, несомненно, расположило учёного. Николай Николаевич заявил, что в случае избрания будет счастлив помочь городу, в том числе и с новым зданием для учебного заведения. Ознакомившись с промышленными предприятиями города, он высказал мнение, что Стерлитамак достоин самостоятельного политехнического института. Н.Н.Семёнов стал депутатом, а филиал нефтяного института в 1971 году переехал с проспекта Ленина на проспект Октября. Для внепланового объекта четыре года с момента отвода земли и до торжественного открытия не так уже много. В трудные перестроечные годы руководству города удалось добиться открытия юридического и экономического факультетов Башгосуниверситета. Это было непросто. Пришлось решать множество вопросов — от помещения до кадров. Но это было важно для молодёжи. Ведь тогда у многих на билет до Уфы не было денег. Сегодня порой говорят об избытке юристов и экономистов. В условиях, когда строится правовое государство, экономика становится рыночной, этих специалистов не бывает много. Обманутые дольщики и вкладчики, финансовые пирамиды, неправомерные увольнения, задержки заработной платы, от которых страдают люди, связаны с недостаточной правовой и экономической грамотностью. Не следует пересматривать приоритеты в подготовке специалистов, как предлагают некоторые кадровики. Надо создавать для молодёжи новые возможности для получения различных профессий, думать об их трудоустройстве и достойной зарплате.
Автор - М.ХАКИМОВ
газета «Стерлитамакский рабочий» от 19 марта 2019 года
Фотографии - Ильшат Асмандияров

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.