Каждый знает: именно с соляной пристани, организованной купцом Саввой Никифоровичем Тетюшевым, начался наш Стерлитамак.
Предки Саввы в числе 50 конных казаков в 1649 году были переведены из города Тетюши (сейчас это город в Татарстане) для несения станичной службы в строившуюся крепостную черту. Вскоре в 15 верстах от Симбирска появилась слобода Тетюшская, жители которой получили прозвище Тетюшенины.
Со временем прозвище превращается в фамилии Тетюшенинов, Тетюшев. После того, как поселение утратило свое военно-пограничное положение, часть его жителей занялась купеческим делом.
Савва Тетюшев ко времени его появления в Оренбургской губернии был уже довольно известным предпринимателем, имевшим опыт поставки товаров в русскую армию и к императорскому двору. Высокие связи позволили Савве обратиться с деловой инициативой к самой императрице, он получил одобрение и поддержку. Оренбургскому губернатору князю Путятину было велено «выдать Тетюшеву из соляного сбору наших денег до двадцати тысяч рублей на поставку помянутой соли, и той суммы выдачу производить по его требованиям сколько когда он за нужно найдет. В прочем чинить помянутому Тетюшеву в препровождении оной соли всякое вспоможение и содержать сие в крайнем секрете».
Подписан этот указ от 10 января 1765 года самой Екатериной.
Вскоре Тетюшев, получивший очередной чин коллежского советника, подготовил «Всеподданнейшее представление», где подробно расписал, что конкретно нужно сделать для организации пристани на Ашкадарском берегу. Проект с приложенными к нему примечаниями А.А.Путятина был утвержден высочайшим указом от 19 января 1766 г. Однако вскоре отношения между Тетюшевым и Путятиным сильно испортились. Первый стал жаловаться на чинимые ему препятствия, второй был недоволен своевольством первого. Дело дошло до того, что Тетюшев перестал доносить губернатору о ходе дел, а потом и вовсе уехал в Петербург, даже не назвав своего поверенного. Уязвленный начальник 18 января 1767 г. отправил в столицу жалобу о том, что предприниматель излишней работой отяготил людей. Из рапорта находившегося в столице Тетюшева в Главную соляную контору от 17 февраля 1767 г. видно, что он продолжал работу по организации отправки с пристани первого весеннего каравана. Этим наши сведения о деятельности симбирского купца в Оренбургской губернии исчерпываются.
Хотя проект его был не совсем удачным и скоро от перевозки соли через Стерлитамак отказались, дело было сделано — пристань функционировала, поселение разрасталось, чтобы в 1781 году стать городом. Таким образом, Савва Тетюшев без оговорок — наш отец-основатель.
Когда ставится памятник реальному историческому лицу, важно доподлинно знать, как он выглядел. Портрета Саввы Никифоровича до сих пор отыскать не удалось. Неизвестно, существует ли он вообще. Но некоторые сведения об облике основателя Стерлитамака мне найти удалось. Ещё в августе 1994 года, изучая дела по Пугачевскому восстанию в Российском государственном архиве древних актов, я обнаружил протокол допроса некоего Ильи Огородникова, сообщавшего, что он слышал «в бытность его в Оренбурге в 1764 году между ссылочных трех переселенцов, а имен их не знает, разговор про одного поставщика соли Тетюшева, о котором оне говорили, как он, Тетюшев, мимо шел: «Вот де, этот Тетюшев служил при дворе и очень походит на покойного государя Петра Федоровича, и точно сзади как будто он, а как де с лица посмотришь, так наш, Тетюшев».
Похож на императора Петра Третьего? Тогда, получается, Савва был человеком высокого роста и узкоплечим. А то, что он носил титул коллежского советника, позволяет легко реконструировать его одежду. Из стремления к правдоподобию можно также посмотреть на уроженцев города Тетюши или носителей этой фамилии. Должны же передаться через поколения какие-то типические черты!
А ещё мы знаем, сколько лет было Савве, когда он разворачивал на наших берегах свой бизнес.
В том же архиве, в ревизских сказках купцов города Симбирска за 1745 и 1763 годы, я отыскал запись о семье Тетюшевых. Крестьянин Никифор Яковлевич Тетюшенинов (умер до 1745 г.) записал своих детей в купеческое сословие. Его старший сын Петр умер до 1763 года, старшая дочь Прасковья была вдовой симбирского купца Матвея Ильича Вятерщикова. Второму сыну, Елисею, в 1763 году исполнилось 45 лет, незамужней младшей дочери Салманиде – 34, третьему сыну, Савве, — 37. Значит, в стерлитамакский период ему уже исполнилось сорок лет. Зрелый был человек.
Автор статьи: Салават ТАЙМАСОВ, кандидат исторических наук, доцент СГПА
«Стерлитамакский рабочий» от 27 мая 2010