Стерлядь тут ни при чем

О существовании этого загадочного документа уже много лет ходило немало пересудов. Говорили, будто в шестидесятые или в семидесятые годы его цитировал в одной из своих публикаций известный краевед Стерлитамака А.К.Трошин. Некоторые из нынешних любителей истории города даже ссылались на него, когда заходил спор об основании города.

Речь — о некоем документе, в котором фигурировала деревня Стерлитамак Юрматынской волости. Все бы ничего, если бы события, изложенные в нем, не датировались… 1734 годом. А это, по меньшей мере, на тридцать два года раньше основания соляной пристани, с которой принято отсчитывать историю нашего города…

Ситуацию мог прояснить лишь сам Анатолий Константинович. Но как выйти на почтенного аксакала краеведения Стерлитамака, который уже много лет живет в Москве? Да и этично ли беспокоить по всяким «пустякам» человека преклонных лет? Ведь по нашим прикидкам ему уже должно быть за девяносто.

И все же с помощью коллеги из районной газеты, тоже страстного краеведа В.Л.Назарова, удалось связаться с Анатолием Константиновичем.

Из ответа А.К.Трошина следовало, что такой документ действительно существует. Найти его можно в редчайшей книге А.И.Добромыслова «Материалы по истории России». Розыск раритета 1900 года издания был поручен М.Х.Сафину — одному из авторов этого материала.

Увы, в республиканской библиотеке имени З.Валиди этой книги не оказалось. Не было ее и в библиотеке Центрального Государственного исторического архива РБ. Выйти на библиотеку Института истории, языка и литературы Российской академии наук в Уфе не удалось. Человек, через которого можно было бы попасть в читальный зал редких книг, как назло ушел в отпуск.

Оставалось одно: ехать в Оренбург. Дело в том, что, по нашим сведениям, в книге были собраны документы об основании Оренбурга. И здесь, в Государственном архиве Оренбургской области, нам улыбнулась удача. «Материалы по истории России. 1734 г. (Сборник указов и других документов, касающихся управления и устройства Оренбургского края. 1734 г., т.1)» — так называется эта бесценная книга, за которой не первый год охотились краеведы Стерлитамака.

Здесь следует пояснить, о каких документах речь. В 1734 году была организована грандиозная экспедиция с целью основания Оренбурга. Экспедиция, носящая в исторической литературе разные названия (Тургайская, Кирилловская, Оренбургская…), которую возглавил обер-секретарь сената И.К.Кириллов, привела к самому кровопролитному в истории Башкирии восстанию, которое продолжалось около десяти лет. На рубеже 19-20-го веков историк А.И.Добромыслов изучил ряд документов того периода и издал их отдельным сборником. И, кстати, вовремя. За годы гражданской войны и первых лет советской власти многие документы той эпохи исчезли.

Документ, который мы искали, назывался «Письмо башкир Юрминской волости Кошелеву о краже капитаном Чебышевым четырех лошадей». Авторы челобитной «с мольбою» писали уфимскому воеводе Петру Дмитриевичу Кошелеву о том, что капитан Михаил Чебышев «взял крадучи, деревни Стерлитамак горнаго (сохранена орфография эпохи) татарина Мурашка одну рыжую лошадь, да взял тое же деревни Стерлитамак у горнаго татарина Уистенея одну серую лошадь, да тое ж деревни у татарина Чюнчалея одну гнедую лошадь, да тое ж деревни у горнаго татарина Уразая одну саврасную лошадь, крадучи взял четырех лошадей…».

Владельцы этих лошадей гнались за Чебышевым по пятам. Маршрут преследования пролег по деревням Тагилкино, Сухояш, Гаурево, где его, наконец, «догнав спрашивали», но конокрад-капитан «тех вышеписанных лошадей не отдал». Наконец, его нагнали толпой в степи, но тот «вооружась во оружья, не дался», однако откупился за лошадей деньгами «помирясь, повинясь… при многих сторонних людях».

Увы, это оказался не наш (!) Стерлитамак. Нестыковка пары-тройки букв в названии волости, в которую входила деревня, указанная в документе, не оставляет никаких шансов на идентификацию.

Это не ошибка в правописании. Юрминская волость Казанской дороги и Юрматинская волость Ногайской дороги — это не одно и то же. Обе эти волости в обеих дорогах («дорогами» назывались четыре крупные административные единицы, на которые тогда делилась Башкирия) имели место быть. И в обеих этих волостях имелись две разные деревни Стерлитамак. И обе находились в устьях двух разных рек с одинаковым названием.

Тем не менее документ о конокрадстве капитана Тобольского драгунского полка позволяет пролить свет на некоторые стороны истории нашего города. Начнем с его названия. Расхожее мнение о том, что название города и реки происходит от слова «стерлядь», которая тогда якобы в изобилии водилась здесь, не выдерживает никакой критики.

Да и пристань тут ни при чем. Название города берет начало не от соляной пристани (которая, кстати, и называлась-то Ашкадарской), а от татарской деревни, основанной служилыми татарами задолго до соляной пристани (по мнению краеведов, где-то в районе Михайловки).

Итак, еще до появления здесь в 1766 году симбирского купца, коллежского советника С.Н.Тетюшева, уже имелась деревня Стерлитамак, основанная татарами по договору с башкирами Юрматинской волости. Во всяком случае, в переписи 1762 года она уже фигурирует.

Вероятно, «наш» Стерлитамак и был основан переселенцами с берегов «той» Стерли. Отсюда и название.

Жалобу, написанную муллой Гумером Сулеймановым, перевел на русский толмач Арслан Бекметов. Тот самый житель Каргалинской слободы, что жил в 18 километрах от Оренбурга, и который чуть позже — в 1749-51 годах — основал деревню Тятер-Арсланово нынешнего Стерлибашевского района.

А тезка нашего города — деревня Стерлитамак Юрминской волости — жила и процветала. В 1859 году, например, в ней насчитывалось 224 двора, в которых проживало 714 мужских душ и 743 женских.

В «Списке населенных мест Самарской губернии на 1900 год» указаны деревни Верхний Стерлитамак и Нижний Стерлитамак Стерлитамакской волости (ныне Верхнее Стерле и Нижнее Стерле Республики Татарстан) на реке Стерле. Причем Верхний Стерлитамак населяли государственные крестьяне из татар, а Нижний — государственные крестьяне из числа тептяр и башкир. В Верхнем селе насчитывалось около трехсот дворов и свыше 1600 человек населения. Имелись две мечети и две водяные мельницы. Нижний Стерлитамак в начале 20 века состоял из 145 домов, в которых проживало около 750 человек. Имелись также одна мечеть и две водяные мельницы.

С образованием Татарской АССР волостной центр Стерлитамак был передан этой республике. Говорят, эта деревня существует и по нынешний день.

Авторы статьи: Фаяз ЮМАГУЗИН, Мударис САФИН
«Стерлитамакский рабочий» от 16 января 2009


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.