Зачем пекарю купол?

Зачем пекарю купол?
Пимокатный цех в 40-е годы прошлого столетия

На этом уникальном снимке — предположительно сороковых годов прошлого столетия — запечатлено здание пимокатного цеха. А уникален он странным сооружением на крыше, напоминающим купол храма. Именно это обстоятельство привлекло наше пристальное внимание, Что за нужда была украшать обычный дом подобным «архитектурным излишеством»? И почему его сейчас там нет?

А что, если этот купол венчал крышу не пимокатного цеха, а какого-нибудь храма, расположенного позади него? Вопрос не праздный, если учесть, что где-то поблизости располагалась тюремная (острожная) церковь, от которой за годы советской власти не осталось ничего. Даже фотографии.

Увы, единственный доступный для читателей справочник А.Ширгазина по архитектуре и истории православных храмов Башкирии способен, скорее, запутать, нежели просветить. Так, автор свел воедино сведения о двух разных храмах, озаглавив их: «Церковь Тихвинская (Татиановская)». К тому же ни та, ни другая не имеют отношения к интересующему нас храму.

Кроме расхожих сведений о том, что в годы советской власти церковь приспособили под какую-то лавку (кажется, керосиновую), а потом и вовсе снесли, — о ней ничего неизвестно. Оставалось одно: искать сведения о здании пимокатного цеха (был там купол или нет) и сопоставлять их с картами дореволюционного Стерлитамака на предмет того, можно ли было с этого ракурса захватить «кусочек» церкви.

Известно, что здание было построено в 1909 году купцом С.Ф.Жилкиным. На первом этаже его располагалась знаменитая пекарня, славившаяся своими, жилкинскими калачами, на втором жил сам купец. В 1912 году его даже избрали в городскую думу.

Пекарня сильно пострадала во время солдатского бунта 21 июля 1914 года — пьяного погрома взбунтовавшихся запасных чинов из-за задержки кормовых денег. Разграбив трактиры и винные погреба, они принялись за «закуски». Разбили в пекарне стекла, выбили двери и растащили свежевыпеченные калачи.

После революции С.Ф.Жилкин продолжал управлять своей пекарней, но уже в качестве директора. То ли перед войной, то ли в войну вывеску «Красный пекарь» сменила вывеска пимокатного цеха.

Собственно, это все, что нам удалось раскопать. Увы, как бы нам ни хотелось отрапортовать о сенсационной находке по поводу «утерянного» храма, сенсации не получалось. Все говорило о том, что на снимке запечатлен «утерянный» купол над зданием бывшей пекарни.

Никакого практического предназначения, помимо эстетического, башенка, видимо, не имела. В дореволюционном Стерлитамаке не было жилых зданий выше двух этажей. Даже самые зажиточные купцы довольствовались двумя. Причем первый этаж, как правило, занимали магазинчики, гостиницы, трактиры, лавочки, пекарни.., а на втором обитала семья владельца предприятия.

Однако стремление к эстетическому самовыражению толкало некоторых из них на подобные «излишества». Надо сказать, С.Ф..Жилкин был далеко не одинок. Скажем, крышу одноэтажной аптеки Лебедькова (ныне — бухгалтерской школы) по сей день украшает деревянный куполок — своего рода шедевр деревянного архитектурного зодчества.

Увы, это один из немногих, дошедших до наших дней примеров. Известно, что здание типографии «Hyp» (один из корпусов районной администрации на углу улиц К.Маркса и Худайбердина) тоже украшал шикарный купол с круглыми, как иллюминаторы, окошками. Сгорел, говорят, при пожаре уже в советское время. Странное сооружение, похожее на смотровую площадку, венчало крышу двухэтажной богадельни при Татианинской церкви. Как и у купола бывшей типографии, век его оказался коротким.

Башенка над пекарней была одной из достопримечательностей дореволюционного Стерлитамака. Уездные мещане переправлялись вплавь на корытах через утопающие в грязи улочки, и мечтали о столичной роскоши. И появлялись в затхлых городишках вроде нашего улицы Миллионные (хотя миллионеров там на сто верст вокруг отродясь не бывало), кинотеатры «Мираж», в темноте которых можно было окунуться в прелести чужой жизни, и домики с куполами не хуже, чем в губернских городах.

Увы, время не пощадило милые сердцу обывателя элементы мещанской архитектурной роскоши, из которых складывалось неповторимое лицо каждого города дореволюционной России. Одного из таких элементов — башенки над пимокатным цехом — Стерлитамак лишился уже в советское время.

Автор статьи: Фаяз ЮМАГУЗИН
«Стерлитамакский рабочий» от 26 февраля 2009 года
Фото — http://fotki.yandex.ru/


1 комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.