Сын оренбургского купца-еврея Семен Дезорцев бережно относился к имуществу отца, доставшемуся ему по духовному завещанию. Он не вкладывал рубли в рискованные проекты, давал соседям деньги под проценты, особым чутьем отличал компаньонов от мошенников. К пятидесятым годам 19 века Дезорцев «переплюнул» отца, став купцом первой гильдии в Оренбургской губернии, намного приумножил его капитал.
В середине 90-х годов 19 века Семен Фейвелич установил деловые отношения со многими иностранными фирмами, имевшими свои конторы в Уфе. Здесь он впервые увидел телефонный аппарат и узнал принцип его действия. К тому времени купец переехал из шумного Оренбурга в тихий провинциальный Стерлитамак, а вместе с ним — и сын Соломон, выступавший во всех торговых сделках доверенным лицом старшего Дезорцева.
Перебравшись в уездный город, они купили участок с домом, а также помещение под кондитерскую и колониальные товары (корица, миндаль, изюм и т.п.). Учитывая преклонный возраст отца, Дезорцевы решают обзавестись собственной телефонной линией.
6 февраля 1896 года в Стерлитамакскую почтово-телеграфную контору поступило прошение, в котором они покорнейше просили выйти с ходатайством в почтово-телеграфный округ разрешить построить на собственные средства телефон между лавкой и домом на Выселках, по Дворянской улице (ул. Мира).
Эта новость быстро облетела Стерлитамак. В купеческих кругах судачили о дорогом удовольствии толстосумов, а втайне мечтали не только увидеть чудо заморской техники, но и поговорить по телефону. К тому времени можно было пересчитать по пальцам обывателей, кто хотя бы раз где-нибудь в Уфе или Оренбурге разговаривал по этому диковинному аппарату.
Уже через десять дней в Стерлитамакскую контору из Перми пришло письмо от зам. начальника почтово-телеграфного округа Фрайбурга. Чиновник не возражал и даже поощрял Дезорцева строить телефонную линию, но с некоторыми условиями. Так, ответственность за исправность и содержание линии возлагалась всецело на владельца. Связь по линии должна быть немедля прекращена, если это будет признано необходимым со стороны конторы, и т.п.
Местные чиновники решили наложить руку на строящуюся линию и вставили пункт договора, по которому «… он — Дезорцев — согласен передать безвозмездно в совершенной исправности …телефонную линию вместе с установками на ней …в полную собственность почтово-телеграфного ведомства, если в Стерлитамаке будет сооружена телефонная сеть для общего пользования…».
Но купцы восстали против этого условия. Противостояние чиновников и Дезорцевых продолжалось до 6 июня 1896 года (то есть несколько месяцев). Тем не менее, чиновники одержали верх и заставили отца с сыном написать расписку о том, что они согласны передать безвозмездно телефонную линию в исправности, с аппаратами в ведомство и т.д.
Вскоре из Уфы прислали чертеж и план строительства, а также пояснительную записку по устройству телефонной линии …от магазина на Базарной площади и до дома, находящегося на нагорном выселке, длиною в одну версту 232 саженей, на которой будут две телефонные станции…
Предполагалось приобрести не одну сотню фарфоровых изоляторов нового образца, имеющихся в продаже в оренбургском магазине Нейсланд фабрики Р.К.Эссен. Проволоку железную диаметром 4 мм купили в Уфе в магазине Вагау. Вскоре на Дворянской улице застучали топоры плотников. Через каждые 35 саженей (около 75 метров) вдоль улицы вкапывались «…столбы сосновой породы, вырубленные в феврале месяце…», высотою около 7 метров. Натянули на изоляторы проволоку. На обоих концах установили телефонные аппараты системы Бойля с микрофонным передатчиком.
На глазах любопытных горожан весь август 1896 года бригада связистов тянула телефонную линию длиною чуть более версты. 5 сентября публично, в присутствии уездной и городской администрации, гильдейского купечества, зажиточных мещан, Семен Дезорцев позвонил своему сыну Соломону в лавку на Базарной площади и справился, как у него идет торговля. Но на этом открытие линии не закончилось. Приглашенные по очереди звонили по телефону и не переставали удивляться способностям аппарата изобретателя Бойля. Открытие телефонной линии завершилось банкетом.
20 сентября 1896 года начальник Стерлитамакской почтово-телеграфной конторы И.Гайдкевич рапортовал начальнику Пермского почтово-телеграфного округа об открытии в городе частной телефонной линии.
Шли годы. В Стерлитамакском уезде расширялась сеть почтово-телеграфных отделений. В волостные центры Петровское, Архангельское, Федоровка и др. дотянулись телеграфные линии. Но телефон в уезде был один, у купцов Дезорцевых, и по нему можно было дозвониться лишь из лавки домой.
Однако не позднее 1915 года за казенный счет были телефонизированы Белебей, Бирск и Стерлитамак. Так, в нашем городе была установлена телефонная станция на 32 абонента. Скорее всего, ее абонентами стали учреждения города и служащие городской управы — городской голова, управляющий банком, окружной судья, следователь и др.
Октябрьский переворот в Петрограде, а затем гражданская война подрубили план телефонизации уездного города. Лишь в период Малой Башкирии для работы республиканских учреждений смонтировали военно-полевой коммутатор на сто абонентов.
С переездом правительства АБССР в Уфу, судя по сообщению ответственного по развитию в Башкирии телефонной связи И.Корепанова от января 1923 г., Стерлитамакский кантисполком сумел сохранить «ячейки телефонной связи». И даже наблюдалась тенденция к развитию сети городской. Со стороны Башотефа (управление по телефонизации республики) обещалась посильная поддержка.
Только через полтора месяца, 15 марта 1923 г., в республиканском управлении связи получили телеграмму за подписью начальника Стерлитамакской телефонной сети следующего содержания: «Стерлитамакский кантком берет на себя содержание телефонной сети. Зарплата сотрудников за январь-февраль будет погашена, каковые не получали три месяца содержания, голодают».
Эта телеграмма, переданная телеграфистом Кашиным в Уфу, убедила красных чиновников в том, что, несмотря на все нечеловеческие трудности, городская телефонная сеть сохранилась, и начался трудный путь развития средства связи, за которым, как показало время, стояло будущее.
Автор статьи: Юрий СИДОРЕНКО
«Стерлитамакский рабочий» от 4 апреля 2001 года