Отблески прошлого

Нередко в названиях городских улиц отражаются не только идеологические догмы, но и целые пласты истории страны. Одно дело — проспекты Ленина и Октября, улицы Социалистическая, Коммунистическая, Ильича, 20 лет Октября и им подобные. Здесь сплошная идеология и ничего больше. А вот, например, в названиях улиц Космонавтов, Комарова, Курчатова… нашла отражение целая эпоха в области научно-технической революции.

Понятно, что именем засекреченного физика-атомщика в провинциальном Стерлитамаке не могли назвать улицу в сороковых и даже пятидесятых. А улица Космонавтов не могла появиться раньше шестидесятых. Летчику-космонавту В.Комарову надо было стать первым погибшим советским космонавтом, чтобы его име­нем в стране стали называть улицы.

… В названиях улиц, как в зеркале, отра­зились и исторические перемены, которые вместе со страной переживал город. Осо­бенно показательна в этом смысле чехар­да с переименованием улиц старой час­ти города. То, что после Октябрьской ре­волюции не удалось выжить, по сути, ни одному из названий старых улиц, понят­но: такова была идеологическая линия правящей партии. Но некоторые из улиц, в зависимости от идеологической конъ­юнктуры, успели получить по нескольку названий.

Пожалуй, больше всех досталось одной из главных улиц дореволюционного Стерлитамака — Дворянской. Сразу после фев­ральской революции рассчитавшаяся с монархией и сословиями новая власть, верная революционным идеям и полити­ке Временного правительства, переимено­вала улицу, носящую имя одного из пара­зитирующих классов, в Гражданскую. Те­перь в «свободной» России не было ни дворян, ни помещиков, все были сплошь гражданами. Обращение «гражданин» вскоре сменилось «товарищем» (ныне при слове «гражданин» мы лишь невольно вздрагиваем), и Гражданская улица стала именоваться Советской.

Потом выяснилось, что в городе нет ни одной улицы (страшно сказать!) Стали­на. И Советскую переименовали. Но тут Хрущев закатил скандал с двадцатым съездом партии, и на одной шестой час­ти суши махом смели весь «иконостас» вождя народов. Исчезли фильмы о Ста­лине, а из тех, которые нельзя было унич­тожить, пропали целые эпизоды, в кадрах появились какие-то подпрыгивающие лампы, в массовках Сталина загородили невесть откуда появившиеся матросы, портреты усатого отца народов вдруг затенились, а из текстов песен убрали его имя. Исчезли все улицы Сталина. С тех пор эта улица в Стерлитамаке называет­ся улицей Мира.

Впрочем, названия улиц менялись и до революций. Так, Церковная улица была переименована в Базарную, а в советскую эпоху — сначала в Пролетарскую, затем, в 1948 году, в связи с 30-летием ВЛКСМ, — в Комсомольскую, каковой она является и поныне.

По иронии судьбы бывшую Острожную улицу, на которой находилась тюрьма, по­бедивший пролетариат переименовал в улицу Свободы. Адрес городской тюрьмы по ул. Свободы звучал как насмешка несколько десятилетий, пока ее не пере­именовали в улицу Кутузова.

Большая Заводская улица чем-то не уго­дила эсерам и меньшевикам, и после февральской революции «граждане» Стерлитамака «демократично» переименовали ее в Центральную, а большевики — в Карла Маркса.

Нынешняя улица, носящая имя террори­ста Халтурина, накрыла сразу две улицы. До революции восточная ее часть до пе­ресечения с ул. Худайбердина (тогда Мечетной) называлась Малой Заводской, а западная — Ашкадарской.

Революция и гражданская война отклик­нулись новыми именами. Так, улицы Латыпова, Абдрашитова, Азильгареева, Ивлева, Казина, Сагитова и другие носят имена бывших членов Стерлитамакского ревко­ма, организаторов советской власти, партийных деятелей и местных героев гражданской войны. О них подробнее мы расскажем в следующий раз.

Улица 23 мая, как известно, получила свое название в честь дня победы мест­ного значения. Считается, что в этот день 1919 года город был освобожден от бе­лых.

Гражданская война аукнулась и геогра­фическими названиями, связанными с эпохой кавалерийских атак и пыльных бу­деновок. Ясно, что ни Каховка, ни Волочаевск не имеют никакого отношения к ис­тории Стерлитамака, но и им нашлось место в реестре улиц нашего города.

Некоторые названия связаны с перио­дом Великой Отечественной войны. Да­лекий тыловой город принял ряд эвакуи­рованных предприятий. В то тяжелое вре­мя рабочие поселки возникали в непос­редственной близости от заводов. Нос­тальгия по растерзанной врагом родной земле отразилась в названиях их улиц: Черноморской, Одесской, Ровенской…

Улицы нашего города. Они помнят пе­рестук топоров плотников Саввы Тетюшева, цокот копыт белых и красных конников, тяжелую поступь отрядов отцов и дедов наших, уходивших на фронт, и шорох шин первых в республике троллейбусов. В на­званиях их отразилась история нашего го­рода, а в табличках застыли отблески да­лекого и близкого прошлого.

Автор статьи: Ф.ЮМАГУЗИН
«Стерлитамакский рабочий» от 21 марта 2000 года


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.